5 колесо,
20 февраля 2023 г.
Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?
914 просмотров
Сегодня при любом происшествии все хватаются за мобильники: звонят в страховую, в ГИБДД, аварийным комиссарам... В итоге как-то что-то складывается – со скрипом, нервотрепкой, визитами в автоинспекцию, страховую компанию, на сервис, проблема с разбитой машиной решается. А как же обстояли дела раньше, когда никаких ОСАГО и мобильников не было даже в проекте, а звонить, по большому счету, было некуда?
Во времена СССР машин на дорогах, конечно же, было гораздо меньше. При этом все они делились на две основные группы – личный транспорт и государственный (никаких ООО и ОАО тогда не было). Наличие страховки было делом добровольным, а контора была одна: Госстрах. В 70-е годы, заплатив примерно 40 рублей в год, владелец тех же Жигулей знал, что при полном уничтожении машины ему выплатят 3000 рублей – именно столько стоил кузов в сборе. Игра стоила свеч. Самое интересное заключалось в том, что при оформлении ежегодного договора к вам домой просто приходила уполномоченная бабушка, которая ничего не смыслила в машинах и, конечно же, ничего не осматривала. Возраст автомобиля при этом значения не имел.
При аварии (термин ДТП еще не был столь популярен) ее участники вылезали из своих машин и мысленно прокручивали в головах различные сценарии. Если требовалась медицинская помощь, то проезжающих мимо водителей просили «сообщить» об этом любым способом и куда угодно – на пост ГАИ, по телефонам 02 или 03 из какого-нибудь почтового отделения и т.п. Это всегда срабатывало. Если же выяснялось, что пострадала только техника, а люди остались невредимы, то ситуация могла развиваться разными путями.
При незначительных повреждениях (царапина, битый подфарник и т.п.) виновнику предлагалось как-то компенсировать ущерб. Ждать приезда ГАИ обычно никому не хотелось, а потому после короткой серии переругиваний дело обычно заканчивалось расплатой на месте. Но если никто не признавал себя виноватым, а уезжать безо всякой компенсации никому не хотелось, все-таки искали способ вызвать ГАИ. Дальше все было почти по Некрасову: «вот приедет барин, барин нас рассудит»…
При серьезном повреждении автомобилей без ГАИ практически никогда не обходились. Страховку без справки об аварии все равно не выплатят – это все знали. А затребовать с виновника, если чья-то вина была очевидной, крупную сумму было практически нереально. Мода на вышибание из потенциальной жертвы денег любой ценой тогда еще не появилась. Да и личных квартир в собственности еще не было. Пострадавшего ждало хождение по мукам через ГАИ, Госстрах (если у него была страховка), а то и через суд, если виновник перехватывал инициативу в споре «Кто прав?» Как правило, тот же Госстрах первоначально назначал заниженную сумму компенсации – приходилось подавать новые обращения, взывать к разуму и так далее. Противнее всего было то, что до выноса окончательного вердикта по ДТП никакие ремонты не допускались – разбитая машина была обречена гнить именно в таком состоянии. Однако в целом эта цепочка работала!
Эвакуация разбитой техники – отдельная песня. Обычно гаишники тормозили подходящий грузовик, и тот безропотно тащил пострадавшего до поста ГАИ. Впрочем, шоферяги тогда были добрее и почти всегда сами были готовы прийти на помощь. С автокранами было сложнее – тут уж без ГАИ не обходилось. Если же достаточно было буксировки на гибкой сцепке, то часто помогали таксисты.
Если частник попадал в аварию с государственной машиной, то иногда ему предлагали проехать «до базы» и там что-то подремонтировать. Понятно, что никаких специфических деталей там быть не могло, но вот рихтовку, сварку и подкраску там, как правило, организовывали запросто. Как правило, на такую помощь все соглашались – быстро и без финансово-бумажной волокиты. Да и реальной альтернативы такому ремонту не было: попасть на фирменную СТО было почти невозможно. Приобрести дефицитную деталь – вазовский распредвал, крестовину или задний тормозной цилиндр также было негде. Спасал черный рынок – в Москве он работал по ночам на обочинах МКАД, время от времени меняя дислокацию. Многое зависело от марки автомобиля. Проще было обладателям престижных волжанок, поскольку именно такие машины использовали такси и многие госструктуры.
Гаражные умельцы выручали тогда многих – однако не у всех были такие ценные знакомые. Но в целом любая ремонтная ситуация как-то разруливалась самыми разными способами. Достаточно отметить, что многие автовладельцы были готовы смотаться на несколько сотен километров от дома, чтобы там, заехав, к примеру, на вазовскую станцию техобслуживания, назвать себя транзитником, пострадавшим в пути! Им, как правило, пропускали на ремонт вне очереди…
И еще один важный момент. Если на обочине стоят машина с открытым капотом и человек с поднятой рукой, то многие водители притормаживали: мол, чем помочь? Сегодня в это уже трудно поверить, по крайней мере жителям таких крупных городов, как Москва или Питер.
Вся пресса за 20 февраля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, История страхования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
7 февраля 2025 г.
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|